четверг, 11 июля 2019 г.

Летнее чтение. "1984"

Джордж Оруэлл. "1984". Любопытно, что название романа, вызывающего по сей день разноречивые отклики, было найдено Оруэллом по чистому случаю. Рукопись, законченная осенью 1948 года, оставалась безымянной -- не подошёл ни один из вариантов названия. На последней странице стояла дата. Когда Оруэлл завершил авторскую правку, он переставил в этой дате две последние цифры. А я думала, когда в первый раз читала роман (в каком-то 80-м году), что это злостный памфлет на СССР и написан он чуть ли не моим современником. Оказывается, произведение про Англию годов сороковых прошлого века.
Роман тоже из программы 9 класса по учебникам Б.А Ланина. Мне кажется, девятиклассники его не станут читать. "Многа букаф"-- это первая причина. И вторая -- кому интересна политика и пространные рассуждения. "Скотный двор" позабавнее будет для подростков. А почти о том же, что и этот роман.
Однако  в нашей районной библиотеке книжки не оказалось -- была на руках. Доставили  из городской. Вот такую потрепанную, подклеенную, изданную в 1989 году. В сопроводительном формуляре к ней значатся более двух десятков читательских номеров. Читают люди...

среда, 10 июля 2019 г.

А теперь про чуму

Рассказывается о эпидемии чумы в алжирском городе Оране. Подробно, дотошно.  На самом деле роман -- это притча. Работая над "Чумой", Камю записал в дневнике: "С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которой мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом". 
Датирована хроника 194... годом. Тогда слово "чума" было у всех на устах -- "коричневая чума". По словам Камю, "явное содержние "Чумы" -- это борьба европейского Сопротивления против нацизма". Чума -- уже закреплённая повседневным словоупотреблением метафора. Вторжение дремучего варварства в цивилизацию: пепелище Орадура, печи Освенцима, штабеля Бабьего Яра...
Замечу в конце концов, что читается всё это тяжело. Почти те же ощущения, которые я испытала, когда была в Освенциме. На экскурсии. У меня есть книга об этом лагере смерти с автографом одного из его узников, который потом вернулся и стал работать смотрителем музея. Он сказал о том, что прошлое не отпускает. Как оно навеки осталось после плена у моего отца...

Про "Чуму" и посторонних

Наконец-то одолела "Чуму" Альбера Камю. Читала около трёх дней. Точнее, меньше. За это время прочитала ещё повесть "Посторонний". Это произведение (его жанр определяют по-разному: и повесть, и роман) есть в школьной программе по литературе для 9 класса. Когда читала отрывок в учебнике, то сначала не могла понять, зачем такую жёсткую вещь читать подросткам. А наверное, надо. И не только потому, что всякий культурный человек должен услышать про Камю и кое-что из него прочесть. Ещё и потому, что посторонних, отъединённых от всего вокруг, от людей, даже от близких, нынче развелось много. Другие причины и условия по сравнению с романными, но суть одна. Гаджеты и мобильные телефоны, как это ни парадоксально, разъединяют  человека с миром.
Уточню -- о "Постороннем". Во-первых, Камю -- экзистенциалист и пытается метафизически понять и объяснить, каково же предназначение существования личности на земле. Во-вторых, следует иметь  в виду и то, что всё-таки это роман социальный. (Эти заметки делаю для себя, чтобы не забыть использовать на уроках). В доказательство приведу цитату: герой повести господин Мерсо "чужой", " посторонний". Но посторонний -- чему? На сей счёт Камю сомнений не оставил: невольный убийца "осуждён за то, что не играет в игру окружающих. В этом смысле он чужд обществу, в котором живёт. Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединённой, чувственной. Он отказывается лгать... Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество  ощущает себя под угрозой".

вторник, 9 июля 2019 г.

Дитмар Эльяшевич Розенталь

Прежде всего ссылка на статью об этом великом лингвисте https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=email
А теперь о моих взаимоотношениях с его трудами.
Первое пособие, по которому я готовилась к вступительным экзаменам в институт. Подготовилась успешно -- получила "пятёрку". Книжку, уже всю рассыпавшуюся, храню как реликвию. Пользовалась ею долго.

Потом, когда работала в редакции, перешла к этому справочнику. В школе он тоже оставался моей настольной книгой. Продолжает оставаться и сейчас в различных электронных версиях. Современных красиво изданных книг Розенталя у меня нет. Стоит, наверное, купить.
И напоследок. Приведу цитату из статьи, которая мне кажется очень актуальной сегодня: "При глубочайшем уважении к высокой культурной речи профессор Розенталь был весьма демократичным человеком. Он уважал простой народный язык и его диалекты, допуская возможность различных ударений и произношений, однако, безусловно, не всегда. 
Студенты, имевшие счастье слушать лекции Розенталя, отмечали, что он при принципиальном отношении к собственной речи весьма лояльно воспринимал ветреность молодежи. На экзамены и зачеты к профессору не боялись идти даже отпетые бездельники журналистского факультета, ведь меньше 4 баллов он не ставил. 
Своим студентам он объяснял, что грамотной считается речь без разговорных оценок типа «силища», «блеск». Хотя иногда именитый лингвист, слушая интересный рассказ, мог употребить слово «прикольно», а отвечая на вопрос «как дела», ответить «нормалек». 

понедельник, 8 июля 2019 г.

Мои электронные ресурсы

Делала ревизию своих электронных ресурсов. На них, каюсь, тоже давно не заходила. Но убрать их рука не поднимается. Вроде бы каждый  нужен и содержит много полезной информации. Боьшинство людей нынче копит деньги на чёрный и нечёрный день, а я -- информацию. Иногда она пригождается. Вот  список ресурсов, которые я веду.

Учебник нашего времени Здесь сегодня поместила несколько материалов из журнала "Новости образования" (об обновлении стандартов, зарплате, экзаменах).

Блог методического объединения

Михаил Луконин Этот блог я сделала прошлым летом к 100-летию писателя, к межрегиональным Луконинским чтениям, в которых участвовала со своими учениками

Блог первичной профсоюзной организации (общественная нагрузка)

Дамские штучки Мне кажется, что слишком легковесное и затёртое название, поэтому на этот блог никто не обращает внимание. Ну и пусть! Буду писать в него для себя.

Сайт "Уроки словесности". Он "долгоиграющий". Сегодня добавила рабочие программы по русскому родному языку для 5 - 9 классов и родной (русской) литературе для 5 - 6 классов, а также свою статью по Тотальному диктанту, опубликованную в издательстве Новосибирского государственного университета в ТОТСБОРНИКЕ 2018 года.

Школа № 49 города Астрахани (общественная нагрузка) и Дневник. ру (к тому же).

Считаю: в определённом возрасте полезно делать ревизии и подводить итоги.

воскресенье, 7 июля 2019 г.

...рядом с "Вашингтон пост"

В продолжение темы. Думаю, редактор "МиГа" и сотрудники редакции были романтиками, хотя писали о преступлениях, расследованиях и наказании. Редакционный гимн у них был такой.
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только "МИГ" -- за него и держись.
С МИГом" тебе не страшна встреча с будущим:
С ним залетишь или в ад, или в высь.
Тихая жизнь сердце вряд ли обрадует,
Тихую жизнь выбирает, кто сник.
А для того, кто рискует и падает,
Есть только "МИГ", ослепительный "МИГ".
И пусть же "МИГ" в даль летит скозь столетия, 
Не потеряв свой маршрут среди звёзд,
И на краю золотого бессмертия
Будет  стоять  вместе с ... "Вашингтон пост".
Конечно, с подобными честолюбивыми замашками, как  в последней строке, одной романтики было недостаточно. Редактор и сотрудники были напористыми и целеустремлённыыми. Наиль всё же побывал в Америке, его приглашали в американский конгресс, когда газета "МИГ" выиграла какой-то международный конкурс. Потом номера её отправляли в американскую книжную палату. 
Мгновения жизни. Времена изменились. Газета перестала выходить. В наш газетный киоск её не привозят.

О "МиГе"

Нет, это не известная модель самолёта. Так в конце 80-х мы с редактором одной из районных газет Наилем Башировым назвали новую газету, которую решили выпускать под ведомом областной журналистской организации, секретарём которой я в то время была, и при поддержке  органов. Каких -- чуть позже. Вот коллаж из альбома.
Такая я была. И газета тогда стоила 25 копеек. И ждали её выхода. Покупали в киосках и оформляли подписку на дом, в организации. 
В начале 90-х был газетный бум, создавались одна за одной газеты местного разлива. "МиГ" был популярным изданием, потому что непредвзято, широко и правдиво, с особым журналистским шиком отражал действительность в соответствии с расшифровкой своего названия "Милиция и Гласность". Нашими патронами были местные силовые органы. 
Была ли цензура? Я подумаю, как об этом написать.