У нас резко похолодало. Всего 18. Пришлось надеть тёплые носки. Дождь. Небольшой. По-осеннему моросящий.
Блог учителя. Не только о школе, но и обо всём, что может заинтересовать современного культурного человека. О рукоделии -- вязании, вышивке, лепке и прочем.
суббота, 13 июля 2019 г.
пятница, 12 июля 2019 г.
четверг, 11 июля 2019 г.
УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Заметки к урокам: баллады Жуковского
УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Заметки к урокам: баллады Жуковского: Открываю новую рубрику "Заметки к урокам". Можно, конечно, вести записи в телефоне. Мне, однако, привычнее в блоге. Именно в это...
Летнее чтение. "1984"

Роман тоже из программы 9 класса по учебникам Б.А Ланина. Мне кажется, девятиклассники его не станут читать. "Многа букаф"-- это первая причина. И вторая -- кому интересна политика и пространные рассуждения. "Скотный двор" позабавнее будет для подростков. А почти о том же, что и этот роман.
Однако в нашей районной библиотеке книжки не оказалось -- была на руках. Доставили из городской. Вот такую потрепанную, подклеенную, изданную в 1989 году. В сопроводительном формуляре к ней значатся более двух десятков читательских номеров. Читают люди...
среда, 10 июля 2019 г.
А теперь про чуму

Датирована хроника 194... годом. Тогда слово "чума" было у всех на устах -- "коричневая чума". По словам Камю, "явное содержние "Чумы" -- это борьба европейского Сопротивления против нацизма". Чума -- уже закреплённая повседневным словоупотреблением метафора. Вторжение дремучего варварства в цивилизацию: пепелище Орадура, печи Освенцима, штабеля Бабьего Яра...
Замечу в конце концов, что читается всё это тяжело. Почти те же ощущения, которые я испытала, когда была в Освенциме. На экскурсии. У меня есть книга об этом лагере смерти с автографом одного из его узников, который потом вернулся и стал работать смотрителем музея. Он сказал о том, что прошлое не отпускает. Как оно навеки осталось после плена у моего отца...
Про "Чуму" и посторонних

Уточню -- о "Постороннем". Во-первых, Камю -- экзистенциалист и пытается метафизически понять и объяснить, каково же предназначение существования личности на земле. Во-вторых, следует иметь в виду и то, что всё-таки это роман социальный. (Эти заметки делаю для себя, чтобы не забыть использовать на уроках). В доказательство приведу цитату: герой повести господин Мерсо "чужой", " посторонний". Но посторонний -- чему? На сей счёт Камю сомнений не оставил: невольный убийца "осуждён за то, что не играет в игру окружающих. В этом смысле он чужд обществу, в котором живёт. Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединённой, чувственной. Он отказывается лгать... Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой".
вторник, 9 июля 2019 г.
Дитмар Эльяшевич Розенталь
Прежде всего ссылка на статью об этом великом лингвисте https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=email
А теперь о моих взаимоотношениях с его трудами.
А теперь о моих взаимоотношениях с его трудами.
Первое пособие, по которому я готовилась к вступительным экзаменам в институт. Подготовилась успешно -- получила "пятёрку". Книжку, уже всю рассыпавшуюся, храню как реликвию. Пользовалась ею долго.
Потом, когда работала в редакции, перешла к этому справочнику. В школе он тоже оставался моей настольной книгой. Продолжает оставаться и сейчас в различных электронных версиях. Современных красиво изданных книг Розенталя у меня нет. Стоит, наверное, купить.
И напоследок. Приведу цитату из статьи, которая мне кажется очень актуальной сегодня: "При глубочайшем уважении к высокой культурной речи профессор Розенталь был весьма демократичным человеком. Он уважал простой народный язык и его диалекты, допуская возможность различных ударений и произношений, однако, безусловно, не всегда.
Студенты, имевшие счастье слушать лекции Розенталя, отмечали, что он при принципиальном отношении к собственной речи весьма лояльно воспринимал ветреность молодежи. На экзамены и зачеты к профессору не боялись идти даже отпетые бездельники журналистского факультета, ведь меньше 4 баллов он не ставил.
Своим студентам он объяснял, что грамотной считается речь без разговорных оценок типа «силища», «блеск». Хотя иногда именитый лингвист, слушая интересный рассказ, мог употребить слово «прикольно», а отвечая на вопрос «как дела», ответить «нормалек».
Подписаться на:
Сообщения (Atom)