четверг, 11 июля 2019 г.

УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Заметки к урокам: баллады Жуковского

УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: Заметки к урокам: баллады Жуковского: Открываю новую рубрику "Заметки к урокам". Можно, конечно, вести записи в телефоне. Мне, однако,  привычнее в блоге. Именно в это...

Летнее чтение. "1984"

Джордж Оруэлл. "1984". Любопытно, что название романа, вызывающего по сей день разноречивые отклики, было найдено Оруэллом по чистому случаю. Рукопись, законченная осенью 1948 года, оставалась безымянной -- не подошёл ни один из вариантов названия. На последней странице стояла дата. Когда Оруэлл завершил авторскую правку, он переставил в этой дате две последние цифры. А я думала, когда в первый раз читала роман (в каком-то 80-м году), что это злостный памфлет на СССР и написан он чуть ли не моим современником. Оказывается, произведение про Англию годов сороковых прошлого века.
Роман тоже из программы 9 класса по учебникам Б.А Ланина. Мне кажется, девятиклассники его не станут читать. "Многа букаф"-- это первая причина. И вторая -- кому интересна политика и пространные рассуждения. "Скотный двор" позабавнее будет для подростков. А почти о том же, что и этот роман.
Однако  в нашей районной библиотеке книжки не оказалось -- была на руках. Доставили  из городской. Вот такую потрепанную, подклеенную, изданную в 1989 году. В сопроводительном формуляре к ней значатся более двух десятков читательских номеров. Читают люди...

среда, 10 июля 2019 г.

А теперь про чуму

Рассказывается о эпидемии чумы в алжирском городе Оране. Подробно, дотошно.  На самом деле роман -- это притча. Работая над "Чумой", Камю записал в дневнике: "С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которой мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом". 
Датирована хроника 194... годом. Тогда слово "чума" было у всех на устах -- "коричневая чума". По словам Камю, "явное содержние "Чумы" -- это борьба европейского Сопротивления против нацизма". Чума -- уже закреплённая повседневным словоупотреблением метафора. Вторжение дремучего варварства в цивилизацию: пепелище Орадура, печи Освенцима, штабеля Бабьего Яра...
Замечу в конце концов, что читается всё это тяжело. Почти те же ощущения, которые я испытала, когда была в Освенциме. На экскурсии. У меня есть книга об этом лагере смерти с автографом одного из его узников, который потом вернулся и стал работать смотрителем музея. Он сказал о том, что прошлое не отпускает. Как оно навеки осталось после плена у моего отца...

Про "Чуму" и посторонних

Наконец-то одолела "Чуму" Альбера Камю. Читала около трёх дней. Точнее, меньше. За это время прочитала ещё повесть "Посторонний". Это произведение (его жанр определяют по-разному: и повесть, и роман) есть в школьной программе по литературе для 9 класса. Когда читала отрывок в учебнике, то сначала не могла понять, зачем такую жёсткую вещь читать подросткам. А наверное, надо. И не только потому, что всякий культурный человек должен услышать про Камю и кое-что из него прочесть. Ещё и потому, что посторонних, отъединённых от всего вокруг, от людей, даже от близких, нынче развелось много. Другие причины и условия по сравнению с романными, но суть одна. Гаджеты и мобильные телефоны, как это ни парадоксально, разъединяют  человека с миром.
Уточню -- о "Постороннем". Во-первых, Камю -- экзистенциалист и пытается метафизически понять и объяснить, каково же предназначение существования личности на земле. Во-вторых, следует иметь  в виду и то, что всё-таки это роман социальный. (Эти заметки делаю для себя, чтобы не забыть использовать на уроках). В доказательство приведу цитату: герой повести господин Мерсо "чужой", " посторонний". Но посторонний -- чему? На сей счёт Камю сомнений не оставил: невольный убийца "осуждён за то, что не играет в игру окружающих. В этом смысле он чужд обществу, в котором живёт. Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединённой, чувственной. Он отказывается лгать... Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество  ощущает себя под угрозой".

вторник, 9 июля 2019 г.

Дитмар Эльяшевич Розенталь

Прежде всего ссылка на статью об этом великом лингвисте https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=email
А теперь о моих взаимоотношениях с его трудами.
Первое пособие, по которому я готовилась к вступительным экзаменам в институт. Подготовилась успешно -- получила "пятёрку". Книжку, уже всю рассыпавшуюся, храню как реликвию. Пользовалась ею долго.

Потом, когда работала в редакции, перешла к этому справочнику. В школе он тоже оставался моей настольной книгой. Продолжает оставаться и сейчас в различных электронных версиях. Современных красиво изданных книг Розенталя у меня нет. Стоит, наверное, купить.
И напоследок. Приведу цитату из статьи, которая мне кажется очень актуальной сегодня: "При глубочайшем уважении к высокой культурной речи профессор Розенталь был весьма демократичным человеком. Он уважал простой народный язык и его диалекты, допуская возможность различных ударений и произношений, однако, безусловно, не всегда. 
Студенты, имевшие счастье слушать лекции Розенталя, отмечали, что он при принципиальном отношении к собственной речи весьма лояльно воспринимал ветреность молодежи. На экзамены и зачеты к профессору не боялись идти даже отпетые бездельники журналистского факультета, ведь меньше 4 баллов он не ставил. 
Своим студентам он объяснял, что грамотной считается речь без разговорных оценок типа «силища», «блеск». Хотя иногда именитый лингвист, слушая интересный рассказ, мог употребить слово «прикольно», а отвечая на вопрос «как дела», ответить «нормалек». 

понедельник, 8 июля 2019 г.

Мои электронные ресурсы

Делала ревизию своих электронных ресурсов. На них, каюсь, тоже давно не заходила. Но убрать их рука не поднимается. Вроде бы каждый  нужен и содержит много полезной информации. Боьшинство людей нынче копит деньги на чёрный и нечёрный день, а я -- информацию. Иногда она пригождается. Вот  список ресурсов, которые я веду.

Учебник нашего времени Здесь сегодня поместила несколько материалов из журнала "Новости образования" (об обновлении стандартов, зарплате, экзаменах).

Блог методического объединения

Михаил Луконин Этот блог я сделала прошлым летом к 100-летию писателя, к межрегиональным Луконинским чтениям, в которых участвовала со своими учениками

Блог первичной профсоюзной организации (общественная нагрузка)

Дамские штучки Мне кажется, что слишком легковесное и затёртое название, поэтому на этот блог никто не обращает внимание. Ну и пусть! Буду писать в него для себя.

Сайт "Уроки словесности". Он "долгоиграющий". Сегодня добавила рабочие программы по русскому родному языку для 5 - 9 классов и родной (русской) литературе для 5 - 6 классов, а также свою статью по Тотальному диктанту, опубликованную в издательстве Новосибирского государственного университета в ТОТСБОРНИКЕ 2018 года.

Школа № 49 города Астрахани (общественная нагрузка) и Дневник. ру (к тому же).

Считаю: в определённом возрасте полезно делать ревизии и подводить итоги.

воскресенье, 7 июля 2019 г.

...рядом с "Вашингтон пост"

В продолжение темы. Думаю, редактор "МиГа" и сотрудники редакции были романтиками, хотя писали о преступлениях, расследованиях и наказании. Редакционный гимн у них был такой.
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только "МИГ" -- за него и держись.
С МИГом" тебе не страшна встреча с будущим:
С ним залетишь или в ад, или в высь.
Тихая жизнь сердце вряд ли обрадует,
Тихую жизнь выбирает, кто сник.
А для того, кто рискует и падает,
Есть только "МИГ", ослепительный "МИГ".
И пусть же "МИГ" в даль летит скозь столетия, 
Не потеряв свой маршрут среди звёзд,
И на краю золотого бессмертия
Будет  стоять  вместе с ... "Вашингтон пост".
Конечно, с подобными честолюбивыми замашками, как  в последней строке, одной романтики было недостаточно. Редактор и сотрудники были напористыми и целеустремлённыыми. Наиль всё же побывал в Америке, его приглашали в американский конгресс, когда газета "МИГ" выиграла какой-то международный конкурс. Потом номера её отправляли в американскую книжную палату. 
Мгновения жизни. Времена изменились. Газета перестала выходить. В наш газетный киоск её не привозят.